ИСТОРИЧЕСКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАДО-ТЮМЕНСКОЙ ЗНАМЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

ИСТОРИЧЕСКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАДО-ТЮМЕНСКОЙ ЗНАМЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Знаменская церковь, как полагают, основана около 1624 года при первом Сибирском архиепископе Киприане, уроженце новгородском. Она, как видно из надписи «7167 (1659) г.» на сохраняющемся до настоящего времени надпрестольном серебро-золочёном кресте, кроме главного Знаменского престола, имела два придельных: во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Иоанна Златоуста. В апреле 1687 года от бывшего в Тюмени пожара сгорели городское укрепление, церкви – две соборные, также Спасская и Илии Пророка, приказ, гостиный двор и дома жителей до церквей Знаменской и Михайло-Архангельской и за рекой Турой татарские юрты с верхнего конца до русских кожевников. Из этого видно, что тогда в Тюмени, кроме Преображенского мужского монастыря, основанного в 1618 году пришедшим из Казани монахом Нифонтом, были уже известны шесть церквей, из которых Ильинская – при девичьем монастыре. В этой церкви были два престола – во имя Владимирской Божьей Матери и пророка Илии.


В 1697 году Тюмень вся сгорела, после чего некоторые из жителей, не имея средств строиться в городе, вынуждены были поселиться на своих пашнях, и таким образом основались деревни: Плеханова, Морилова и Утемова. В этот пожар сгорела и Знаменская церковь. На месте её построена деревянная. Она сгорела в пожар 4 июня 1766 года, истребивший город, кроме Затюменечья и Заречья. По грамотам Тобольского епископа Варлаама, данным 21 сентября 1768 и 30 сентября 1769 гг., заложена настоящая каменная Знаменская церковь с приделом св. Иоанна Златоуста. В 1775 году, по отстройке, этот придел освящён настоятелем Тюменского (переименованного из Преображенского) Троицкого монастыря архимандритом Софронием, а в 1801 году вообще отстроилась вся церковь, и 9 сентября освящён игуменом Маргаритом главный Знаменский престол. Таким образом, церковь эта строилась более 30 лет.

В 1825 году старанием купца Шетникова построена около церкви каменная ограда, стоившая 700 рублей серебром. В 1851 году старанием церковного старосты купца Прокопия Масловского на собранные им деньги церковь снова оштукатурена, крыши вместо деревянных устроены железные под зелёной краской, а на главах – кресты позолочены. Всё это исправление стоило 800 рублей серебром. В 1836 году перелит большой благовестный колокол, что стоил более 800 рублей серебром. На этом колоколе надпись: «Архангельский глас вопиет ти чистая: радуйся благодатная, Господь с Тобою! Лил Степан Иванов Шмотин, 1836 г., вес 196 пудов 36 фунтов».

Придел св. Иоанна Златоуста впоследствии по тесноте и темноте зимней церкви признан неудобным, и потому иждивением тюменского купца Ивана Васильевича Иконникова в 1851 году заложен с южной стороны новый каменный придел для распространения зимней церкви и с упразднением прежнего алтаря в 1855 году окончен и 12 ноября освящён также во имя св. Иоанна Златоуста Преосвященным архиепископом Евлампием.

При Знаменской церкви издревле особенно чествуется древняя икона Знамения Божьей Матери, она большего размера, осьмиугольная, на доске вышиной 2 1/4 и шириной 2 1/4 аршина, толщиной – в один вершок. По собранным преданиям известно, что этот образ самого древнего письма писан около 1624 года для первой деревянной Знаменской церкви. При горении этой церкви в 1697 году сказанная икона сохранилась. По постройке новой деревянной церкви и по тесноте в оной она поставлена была с западной стороны колокольни над дверью при входе в паперть, в устроенном по фигуре её вдавшемся внутрь стены месте. В пожар 1766 года она также сохранилась. При постройке настоящей каменной церкви выложено было над дверью в паперть особое для этой иконы место, в которое она вставлена и находилась за стеклянными дверьми, как в киоте.

Поклонники со священноцерковнослужителями, поднявшись к месту её, совершали молебны и по мере верования своего удостоивались божьих милостей. Благодатный промысл Божьей Матери пред этой её иконой всего более явился в горестную годину над Тюменью – в 1848 году. В этом году холера свирепствовала в разных российских губерниях и поражала тысячи народа. От проезжих из России с кладями ямщиков, останавливающихся в Затюменской части, там 29 июня появилась холера и, сильно распространяясь по всему городу, умерщвляла людей, боязнь и трепет обнимали всех жителей, каждый ожидал и готовился к скорой смерти. Пособия врачей были не всегда действительны, и потому люди обратились к помощи Божьей и к заступлению Божьей Матери, веруя, что «никто притекай к Ней или призывай Ея неуслышан от Нея изыде». В воскресный день 8 августа по желанию жителей, будто бы вследствие некоему человеку сновидения, снята была со своего места древняя вышеописанная икона Знамения Божьей Матери и внесена в церковь. Начались перед нею молебны Божьей Матери. Потом икона также для молебнов была носима в дома не только знаменских прихожан, но и по всему городу до 17 августа. После сего, приписывая заступлению Царицы Небесной, холера значительно начала слабеть и в сентябре того же года совершенно прекратилась. Такое явное чудесное спасение возбудило в душах верующих особенное благоговение и усердие к иконе.

Ужели Тюмень умолчит и не передаст в отдалённые потомства этого события милосердия Божия, совершившегося перед чудотворной иконой? «Не умолчим никогда, Богородице, силы твоя глаголати недостойнии».

Всех больных, известных только учреждённому тогда по сему случаю комитету, было 645 человек, но было немало и таких, которые без объявления оному пользовались дома. В продолжение в Тюмени эпидемии умерло от нее мужского пола 137, женского – 75 человек.

С этого времени икона Знамения навсегда уже осталась в церкви и признаётся чудотворной. На неё в 1849 году вышеупомянутым купцом Иконниковым сделана серебряная риза с двумя позолоченными венцами, где 35 камней разного цвета. В таком украшении риза стоит 1500 рублей серебром. Веса в ней 37 фунтов и 55 золотников.

Этим же боголюбивым и усердным прихожанином Знаменской церкви устроены две заклиросные рамы с резьбой, позолотой и колоннами в виде иконостасов вышиной по 4, шириной по 3 аршина, стоящие 650 рублей, в них вставлены за правым клиросом описанная икона Знамения Божьей Матери, а за левым – Святителя Николая. Заведены две хоругви на алом кармазине с золотыми бахромами и кистями и с изображением Знамения Божьей Матери и св. Иоанна Златоуста. Вообще всех пожертвований в Знаменскую церковь от купца Иконникова, бывших в рассмотрении духовного начальства, – на сумму 7000 рублей серебром, и сверх выше объяснённого тот же купец и потомственный почётный гражданин Иконников ныне по христианскому усердию своему изъявил желание вновь устроить в церкви на собственные деньги счёт, как известно, на значительную сумму и получил на это дело благословение и разрешение епархиального начальства, согласно высочайше утверждённому плану на соединение церкви из двух одной, т.е. холодной с тёплой, и на переделку старого иконостаса, царских врат и сплошную на всю позолоту и на написание икон и проч. устройство.

В ознаменование заступления Божьей Матери во время существовавшей в Тюмени холеры с 1849 года каждогодно в 8 числа августа начало совершаться празднество чудотворной иконе Знаменской Божьей Матери, и после литургии икона носится по домам для отправления перед нею молебнов. Впоследствии празднество это учреждено формально по приговору прихожан и состоявшейся на нём резолюции Преосвященнейшего архиепископа Георгия: «Дозволяется каждогодно 8 августа в Градо-Тюменской Знаменской церкви отправлять благодарственные Господу Богу молебствия соответственно желанию той церкви прихожан, в память избавления жителей г. Тюмени от эпидемической болезни холеры предстательством Пресвятые и Преблагословенные Богородицы Приснодевы Марии. 15 января 1851 года, №130-й».

С каждым годом празднество это становится торжественнее. На 8 августа всенощное бдение отправляется архимандритом Троицкого монастыря со старшим городским духовенством. Храм освещается внутри множеством свеч на лампадах, подсвечниках и паникадилах, а снаружи – множеством плошек и фонарей. Литургия также совершается архимандритом соборно с прочим духовенством. После литургии бывает торжественный крестный ход с местной иконой Знамения Божьей Матери на Александровскую площадь среди города, где и отправляется молебствие Божьей Матери с водоосвящением и коленопреклонением. При всех вышеозначенных богослужениях бывает самое многочисленное стечение богомольцев.

С 1854 года по благословению Преосвященнейшего архиепископа Евлампия при Знаменской церкви в течение полугодия – с половины сентября до святой Пасхи – совершается вечером в каждую субботу акафист во славу Пресвятой Богородицы перед чествуемой чудотворной иконой Знамения. Во время этих молитвословий и прославления Божьей Матери во всех сердцах, сливающихся в общей единодушной молитве, умилительно отзывается архангельский глас: «Радуйся, Невеста неневестная!».

Знаменская церковь имеет следующие замечательные древности: напрестольный крест серебро-золочёный, в нём хранятся святые мощи св. великомученика Феодора Стратилата, св. мученик, иже в Севастии, св. великомученика Иакова-персиянина, св. великомученика Иоанна, иже в Белограде, св. мученика Евстратия, св. великомученика Иосина нового, св. мученика Иоанна, замученного от Диоклетиана царя. На кресте оном следующая надпись: «Построен сей животворящий крест Господень к церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго её Знамения и святаго и славнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царя-града на Тюмень, лета 7167 (1659) г., при Благоверном Государе Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче всея Великия и Малые и Белые России самодержце и при архиепископе Симеоне Сибирском и Тобольском». Весу один фунт 86 ½ золотника.

Ковш серебряный под золотом, древней резной чеканной работы, кругом его церковнославянскими буквами изображено: «Ковшик добра человека, пити из него на здоровие, моля Бога за Государя». Ковш серебряный под золотом, чеканной работы с надписью кругом: «Первую чарку пей во здравие, вторую – в сытность, третью – на веселье».

Знаменская церковь может считаться в Тюмени богатой по священной утвари, одеждам и прочим принадлежностям. В ней серебра в разных вещах – более трёх пудов, а именно: в ризах на иконах – 2 пуда 16 фунтов 13 1/3 золотника; в престольных крестах – 5 фунтов 17 золотников; в сосудах с прибором – 7 фунтов 71 1/2 золотника; в ковшичках – 72 золотника, в кадиле – 88 золотников, в дароносице – 29 золотников, в дарохранительнице – 3 фунта 72 золотника. Кроме того, в лампадках, на Евангелиях, в прикладных крестах, кольцах, цепочках, привесках глаз, сердец и проч. – невзвешенное количество.

С основанием первой деревянной Знаменской церкви образовался там и приход. Как велик он был первоначально, за неимением письменных актов неизвестно. С 1795 года есть в церковном архиве исповедные росписи, из них видно, что в 1795 году были в приходе Знаменском: в городе 90 домов, душ мужского пола – 226, женского – 265; итого во всём приходе было: домов 170, душ мужского пола – 503, женского – 524. Затем в продолжение 60 лет, т.е. до 1855 года, приход постепенно возрастал, так что к 1855 году было в приходе душ мужского пола – до 700, женского – до 940, домов – 270.

Но в 1855 году, после основания вновь прихода в деревне Переваловой, где построена тюменским купцом Подаруевым каменная церковь (на место своего каменного дома), отчислены от Знаменского прихода две помянутые деревни Гусева и Зубарева. С этими деревнями отошли 930 душ обоего пола. Тогда, по поверке духовных росписей, в приходе Знаменском городских прихожан, имеющих свои дома, за исключением временно квартирующих, осталось и по исповедным росписям за 1857 год показано с духовенством душ: мужского пола – 196, женского – 254, всего 450, домов в натуре – до 100, а считая по 4 души во дворе – 78 дворов.

Впрочем, и временно квартирующие, как в этом приходе, так и в других, по расположению к местному причту или по другим видам обращаются к нему за исполнением треб и христианского долга.

Из духовных росписей с 1795 по 1854 гг. видно, что число бывших у исповеди и Святого Причастия от 50 восходило до 800 человек, и эти числа за каждый год были разнообразны. Самое меньшее число таковых – от 50 до 100 – показано с 1802 по 1806 гг. и с 1813 по 1818 гг., а самое большее число – от 500 до 800 – было с 1795 по 1801 гг. и с 1807 по 1809 гг. и в 1829, 1833, 1839, 1846, 1847 и 1848 гг. Но со времени уменьшения прихода за отчислением к Переваловскому с 1855 года из 450 душ обоего пола бывает у исповеди и святого причастия до 100 человек, раскольников в Знаменском приходе в настоящее время почти нет.

Из книги Абрамова Николая Алексеевича (1812-1870 г.г.) Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / сост. Ю. Л. Мандрика, В. А. Чупин; – Тюмень: СофтДизайн, 1998.

Полностью текст книги можно прочитать здесь:
https://writer-tyumen.ru/online.php?pid=1

скачать книгу в отсканированном виде можно здесь:
https://writer-tyumen.ru/down.php?bookid=1&title=..

Комментарии закрыты.